Творческое развитие ребёнка

 

 

 

Шадрова

Наталья Леонидовна

ст. воспитатель ДОУ-164

 

Перед дошкольной педагогикой всегда стояла задача определить, как формируются у ребенка эстетическое отношение к действительности и его художественные способности. В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути - творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества.

 

В теории и практике педагогики эти пути часто противопоставлялись и исключали друг друга или же рассматривались изолированно. На каждом этапе общественного развития педагоги и психологи отбирали все, что доступно восприятию и воспроизведению ребенка, что будет готовить его к будущей деятельности, определяли эталоны, на которые ребенок ориентируется в своих действиях. Он овладевает способами образного выражения и изображения в рисунке, танце, песне, драматизации. Простейшая исполнительская практика и приобретенный навык восприятия произведений искусства подводят детей к первоначальным обобщениям. Возникает реальная возможность выделить сведения, которые ребенок может и должен усвоить. Таким образом, определяется содержание обучения, необходимый объем знаний, умений, навыков, которые дети используют для художественно-образного воплощения.

Наиболее яркое выражение художественно-образного воплощения как процесса творческого мы можем проследить в театрализованной деятельности детей. Творчество как деятельность детей здесь предоставляет новые возможности для их развития. Необходимо помнить, что детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Здесь необходимо обратить внимание и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, своё отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и особенности. Через театрализацию, как интересную форму художественной деятельности, ребенок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

Отметим ещё один важный момент данной темы: театрализация, как форма художественной деятельности, способствующая развитию творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, его способность к созданию новых образов. В процессе работы развивается символистическое мышление, эмоциональный двигательный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения. Формируются произвольные высшие психические функции.

Таким образом, работа над этюдами, упражнениями, нам представляется не менее важной, чем сам спектакль, представление.

Много лет, работая с детьми дошкольного возраста, и понимая, важность формирования эстетического отношения детей к окружающей их действительности, стараемся подбирать произведения искусства, отражающие жизненные явления. Ребенок, сопереживает то, что выражено в художественной форме и тем самым приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка, обогащается его духовный мир. Одна из наиболее важных педагогических задач – создание эмоционального отношения детей к своей художественной практике в единстве с обучением технике танца, пения, выразительного чтения, рисунка. Овладение навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.

Добиться хороших результатов в работе нам позволяет синтетический характер всех театрализованных игр и в особенности игр - представлений, которые помогают решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

Предлагаем посмотреть систему развития творческой активности дошкольников представленную нами как модель творческого погружения детей в сказку.

Дата последнего обновления страницы 26.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения