Памятка для родителей
Родителям активного ребенка действительно приходится нелегко. Пожалуй, самое сложное – научиться правильно реагировать на его поведение, держать себя в руках, не раздражаться, но и не позволять ребенку делать всё, что ему захочется.
Скорая помощь при общении с гиперактивным ребенком
-
Отвлечь
-
Предложить выбор (другую деятельность)
-
Задать неожиданный вопрос, или реагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка)
-
Выслушать то, что хочет сказать ребенок (иначе он не услышит в ответ Вас)
-
Автоматической речью, одними и теми же словами повторить многократно свою просьбу (нейтральным тоном)
-
Сфотографировать ребенка (подвести его к зеркалу, когда он капризничает)
-
Оставить в комнате одного, если это безопасно для его здоровья.
-
Не читать нотаций, ребенок все равно их не слышит
-
Использовать тактильное взаимодействие (погладить)
Основные правила воспитания гиперактивного ребенка
1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться спокойно, не увеличивая его эмоциональное возбуждение (без криков, приказаний, восторженных интонаций). Интонация жесткая, но спокойная.
2. Не приемлема тактика вседозволенности и выраженных ограничений.
3. Хвалить за успехи и достижения
4. Но похвала должна быть заслуженная, не слишком часто и не очень эмоционально, чтобы не перевозбудить.
5. Указания (инструкции) должны быть немногословные (не более 10 слов), иначе ребенок выключится и не услышит вас.
6. Нельзя давать несколько заданий сразу.
7. Запретов не должно быть много и они должны быть заранее оговорены
8. Не ограничивать в двигательной активности, а направлять и организовывать её.
9. Побуждать доделывать задание до конца.
10. Соблюдение четкого режима дня в детском саду и дома.
11. Не рекомендовано пребывание в шумных и многолюдных местах.
12. Оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телепередач.
13. Заранее договариваться с ребенком о времени игры и др. занятий. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессивности.
14. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение
15. Выработать совместно с ребенком свод правил поведения и расположить в удобном месте. Просить вслух проговаривать эти правила.
16. Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными.
17. Избегайте с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой стороны завышенных требований.
18. Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте)
19. Повторите свою просьбу одними и теми же словами много раз
20. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.
21. Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение (дневник самоконтроля)
22. Не прибегайте к наказаниям. Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то лучше использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка.
23. Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, но чувствительны к поощрениям.
24. Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену. Расширяйте обязанности, обсудив их с ребенком.
25. Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией.
Дополнительные приемы коррекции гиперактивного поведения
1. Ритмирование правого полушария – занятия ритмикой, танцами, хореографией, теннисом, верховой ездой, баскетбол.
2. Активизация работы стволовых отделов головного мозга – плавание, прыжки на батуте, дыхательные гимнастики.
3. Развитие межполушарного взаимодействия – восточные единоборства, вязание, лыжи.
4. Снятие импульсивности и гиперактивности – игры с песком, водой и глиной, контрастный душ, обливания.
5. Развитие устойчивости внимания – длительная сортировка и нанизывание бус, игры с прослеживанием взгляда линии от начала до конца, лабиринт, игры с правилами настольные («Лото», «Домино» и пр.)
Открытое письмо
гиперактивных детей к взрослым
Дорогие взрослые!
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:
{ Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы всё можем!
{ Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более 10 слов!
{ Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
{ А вообще, запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других. |