Готовность к школе

«Я буду получать одни пятёрки»

  Ребенок 6-7 лет, действительно искренне хочет в школу. Он ждет чего-то нового, интересного –

того, что будет приносить радость от новых успехов. Но вот первое ощущение праздника развеялось и затем появилось нежелание ходить туда, где не получается, где некомфортно и возможно «уход в болезнь» (болезненная реакция организма на изменившиеся условия жизни).

  Что же случилось? Ведь родители учили читать и считать по «лучшим» пособиям, «тренировали» руку, память и т.д. «И оказалось этого мало?»

  Действительно, человек - существо цельное и, оказывается, мало тренировать отдельно руку, память, упуская речь (умение понимать и высказывать понятно свои мысли), общение (умение уважать другого, договариваться в игре, принимать правила игры), умение принимать самостоятельное решение.

  «Домашние» дети более остро переживают переход к новому образу жизни. Они ,зачастую, не имеют необходимых навыков общения и работы в коллективе. Дети, посещавшие детский сад, чаще всего общительны, им легче установить контакт со сверстниками, учителями, проще решить проблемные вопросы.

   Новая роль ученика может вызвать у ребенка нарушения в психическом и физическом здоровье. Будут ли с ним дружить ребята, сможет ли он успешно учиться? К повышенной тревожности по этому поводу может добавиться неумение удерживать внимание, быть самостоятельным и работоспособным столько, сколько необходимо на уроке, нежелание принимать учебную задачу как свою, неспособность к адекватной оценке своей работы. К тому же: новый режим жизни, соблюдение новых правил, распорядка дня – все это требует от ребенка определенной подготовки (в том числе и физической).

       Школьная готовностьпонятие широкое, включающее ряд достаточно развитых психических и физических навыков.

1. Я - ученик.

Ребенку необходимо принять новую социальную позицию -  человека, готового принять новые правила своей жизни и жизни коллектива. А умение выслушивать мнение другого, высказывать свое мнение, договариваться, планировать свою деятельность индивидуально и в группе, быть самостоятельным в принятии  решения только пойдет на пользу отношения с коллективом.

2. Я умею учиться. Наличие общих интеллектуальных навыков.

* Необходимый запас предметных образов, понятий, представлений об окружающем мире. Условие задачи, текст и картинки в учебнике, речь учителя, модели, планы будут тогда понятны ребенку, когда это основано на реальных представлениях о мире, его собственном опыте. Важен уровень речевого развития (достаточно развит словарный запаса, владение грамматическими навыками, умение связно выражать свои мысли). Умение называть цвет, форму, величину (длину, ширину, высоту, толщину) предмета. Способность сравнивать (находить сходство признаков и их отличия), анализировать (выделять существенные и второстепенные признаки, внешние и внутренние признаки предмета), группировать и классифицировать (по сходству).

Умение устанавливать причинно-следственные связи (понимать, что было сначала, а что  потом; как связаны свойства материала и предназначение предмета; форма инструмента и производимое им действие). Способность обобщать предметы по их предназначению.

Умение ориентироваться в пространстве (на своем теле, от себя, от другого человека), понимать (и составлять) схематичное изображение. Правильно понимать и употреблять пространственные термины (левая и правая стороны листа, картины; направление движения: влево - вправо, ближе - дальше, центр - края).

*   Умение различать буквы и звуки, цифры и количество, слово и его значение, знак и его смысл.

Двигательные (моторные) навыки. Умение регулировать мышечный тонус кисти руки и действовать с достаточной  точностью и скоростью. «Зажатая» или расслабленная рука в равной степени приводит к быстрой утомляемости.

3. Я хочу знать.

  Есть познавательный интерес – есть и готовность воспринимать, запоминать, рассуждать, действовать. Если дошкольник чаще выполнял задания, требующие поиска ответа или решения, самостоятельности в действиях, рассуждениях, то вероятнее всего эта сформированная активная позиция будет сохраняться и в дальнейшем. В развитии познавательного интереса особое значение имеют навыки общения со взрослыми. Если мама в беседе отводила место «обратной связи» и совместному поиску ответа в разговоре с ребенком, т.е. просила его не запомнить и повторить, а высказать свои предположения, понимание услышанного, увиденного, затем вместе искали ответ в различных источниках: а это в первую очередь - свой опыт, затем - опыт другого человека (книга, телепрограмма, картина и т.д.).

 

Готов ли ребёнок с нарушениями зрения к школе?

 

    Ребенок, имеющий нарушения зрения, готов к школе, если учебная задача,  которую предстоит решить, будет понята и принята. А изменения в психическом и физическом развитии, которые требует школа, произошли в детском саду. В – общем, это касается подготовки к школе любого ребенка. Особенности нарушения зрения предполагают особенности в процессе подготовки к школе, поэтому возникавшие трудности, вероятно, отразятся и в учебе.

·        Из-за недостатков зрительного восприятия у  «глазного» ребенка формируются нечеткие образы-представления, к тому же в меньшем объеме, по сравнению со сверстниками без дефектов зрения. Неточности в  определении цвета, формы, величины предмета создают его «расплывчатый», неточный образ.

·        Нарушения мышления (способность анализировать, сравнивать, обобщать, группировать) возникают как следствие нарушенного зрительного восприятия.

·          Страдает темп работы из-за трудностей в восприятии изображения предмета (контур, силуэт, модель), сюжета (количество героев, деталей, понимание удаленности объектов).

·     Нарушения представлений о пространстве, ориентировки в нем (понимание места расположения предмета в пространстве, понимание и составление плана пространства, схемы пути).

·    Нарушения чтения, письма. В основе овладения письмом – графический навык (включает несколько операций: от возникновения желания написать до написания букв). У взрослого человека он автоматизирован и носит свернутый характер. У ребенка  эти операции осуществляются в развернутом виде и на любом этапе могут возникнуть «сбои». У глазного ребенка серьезную трудность представляет соотнесение выделенного из слова звука с образом буквы. Зрительные представления о букве – неточные, неверные. Для освоения письма необходим двойной самоконтроль: зрительный («поиск в памяти глаза» как целого образа буквы, так и ее частей и их расположения в букве) и двигательный (мышечная «память руки» в процессе написания).

 

 СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ.

 

Обучение строится на «базе данных», которая создана в дошкольном возрасте. Реальные представления о реальном окружающем ребенка мире, его собственный опыт, переживания лежат в основе понимания задания, обращенной к ребенку речи, картинки, любого текста.

1.  В ходе выполнения задания обращайтесь, прежде всего к собственному опыту ребенка, подходящему по смыслу. Помогите вспомнить наблюдения во время экскурсий, самостоятельных действий в трудовом процессе (посадка цветов, уход за овощами, забота о зимующих птицах, приготовление печенья, изготовление посуды, помощь в стирке и глажке, помощь в ремонте обуви, устройство библиотеки, магазина и т. д.).  Повышайте интерес не только к обучению, но и к ПОЗНАНИЮ в целом. Покажите на своем примере, как много интересного, нового в мире (того, чего вы не знали точно и теперь узнали вместе с ребенком).

2.  Помогите ребенку выполнять задания так, чтобы он почувствовал свою самостоятельность. Дайте время на высказывание ребенком собственных предположений по данному вопросу (на выбор способа решения задачи). Взрослый должен умело направлять (вопросами, просьбой объяснить ему, вызывать желание поиска информации), а не давать готового ответа, образца, плана решения задачи. Не торопите поиск собственного решения, поиска информации. Пусть в поле зрения будет энциклопедия, картинки и предметы, необходимые для понимания текста рассказа или условия задачи.

3.  Поощряйте проговаривание вслух плана действий, правила (что и как он будет делать, почему). Акцентируйте внимание на самом задании (каким оно было интересным, «хитрым»), а не конечном результате (правильном ответе, неудачном результате).

4.   Помогите сделать так, чтобы ребенку было интересно не только учиться, но и общаться с детьми. Принимайте участие в жизни класса. Помогите организовать познавательные экскурсии, занимательные развлечения, яркие праздники.

5.   Рабочее место ребенка должно быть правильно организовано. Мебель должна быть удобной и соответствовать росту ребенка. Свет должен падать слева. В процессе выполнения заданий посторонние предметы будут отвлекать. Рабочая поверхность стола  должна быть правильно освещена: равномерно распределена яркость от источника света, без резких теней и ослепляющего действия. Следите за правильной осанкой. Не допускайте чтения (рассматривания картинок) лежа или низко склонив голову. Не допускайте переутомления (глаз, умственного, физического). После любой нагрузки - нужно давать отдых (глазам, телу). Научите ребенка регулировать нагрузки и отдых. Просиживание перед телевизором, компьютером наносит вред,  прежде всего глазам (физическому и психическому развитию). Вместо запрета игры на компьютере предложите ребенку что-то не менее интересное (игры с мячом лучше развивают быстроту реакции).

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Е. Э. Петрова. Мама, я хочу школу!

Новосибирск.1997.

2. Лиане Шеффер-Гапп  Синди Валлин

100 % ЗРЕНИЕ. Неожиданно и интересно. Забавные истории

и полезные упражнения для глаз.

ИД «ВЕСЬ».Санкт - Петербург.2004.

3. Г.М. Вартапетова, Е.Э. Петрова.

Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация. Н.,1997.

4. Г.В. Никулина, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева.

Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения.  

Санкт - Петербург, «Детство-ПРЕСС», 2004.

Дата последнего обновления страницы 26.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения