Участники медико-педагогической конференции

 

 

 

 

 

 

Зыкова Светлана Геннадьевна –  учитель начальной школы № 3,  психолог.

«Подготовка ребёнка к школе».
1. Выбор школы.  

Каждый   родитель   будущего   ученика   должен определить  статус  школы,  в  которой  будет  учиться  его ребёнок. При     выборе     школы    нельзя    забывать    об    индивидуальных психофизиологических  особенностях  своего  первоклассника.  Как правило, в лицеях и гимназиях больше нагрузка, что недопустимо для часто  болеющих  детей,  для  гиперактивных,  если  ребёнок   быстро утомляется, выбор такой школы нежелателен. Кроме того, школа должна быть недалеко от дома, чтобы ребёнок не переутомлялся из-за поездок на  транспорте.   Родители   должны   подумать   будет  ли  их  ребёнок оставаться  в  школе  после  уроков   и   есть   ли   данные   условия  в выбранной школе.
2. Режим дня.  

Ребёнок   привык   к   определённому   режиму   дня. Желательно в первые месяцы учёбы его  не менять   или   менять   по минимуму. Желательно чтобы у ребёнка сохранялся дневной сон, или хотя бы было время  для  отдыха  в  послеобеденное время. Поэтому, чтобы резко не менять уклад жизни ребёнка, нужно в августе, ближе к началу  учебного  года,  постепенно  приучать  ребёнка  к  будущему распорядку  его  новой  жизни  (вставать,  принимать  пищу,  играть, отдыхать,   гулять,   ложиться   спать   в   одно   и   то   же   время).
3. Рабочее место первоклассника.

У ребёнка обязательно должно быть своё рабочее место. Стол, уголок, полки. Это не  только  позволит  ему почувствовать значимость своей новой роли –  первоклассника,  но  и будет приучать к определённому порядку и самостоятельности.   

4. Что должны делать родители! 

Всё   своё   внимание   родители должны направить на развитие ребёнка: физическое - через подвижные игры, прогулки, закаливание; эмоциональное - больше разговаривать о школе, чего ждёт ребёнок от школы, чего он обиться, что для него легко и что трудно. Через подобные беседы родители узнают,  что  радует, и что волнует, и опять же через беседы помогут своему ребёнку избежать или снизить определённые проблемы. Ребёнок должен чувствовать, что для родителей этот этап тоже волнителен, и они сопереживают вместе с ним;  интеллектуальное – обращать   внимание   на   развитие   речи – обогащать  словарный  запас  ребёнка,  объяснять  непонятные  слова, просить  объяснить  значение  слов.  Развитие  внимания,  памяти, мышления – можно  осуществить с помощью книжек – раскрасок, где есть   интересные,   посильные  и  важные  задания. Родители должны развивать руку ребёнка – лепка,  закрашивание,  штриховка,   паззлы, конструктор, перебирание крупы, игры с песком; социально-бытовое ориентирование в окружающем мире – в жизни людей, своей семьи; в изменениях природы, её взаимосвязях.

Плотникова Наталья Геннадьевнаврач -  педиатр, ведущий   специалист  отдела  родовспоможения  и  оказания специальной помощи детскому населению главного управления здравоохранения Мэрии.

«Здоровье дошкольника –  залог   успешной   учёбы   в   школе».
…Наш   город   находится   в   географическом   районе,   который характеризуется  недостатком  йода в окружающей среде. Поэтому у многих детей наблюдается  отставание в  росте  и  половом  развитии. Дети жалуются на головную боль, утомляемость, снижение внимания и памяти.   Поэтому   дотация   йода   в   виде   йодированной   соли, йодированных хлебобулочных изделий, а также в составе витаминно-минеральных    комплексов    или    отдельно    йодомарина    должно проводиться  круглогодично.  Для  сохранения  правильной  осанки  у ребёнка необходимо правильно подобрать ранец первоклассника. Вес без учебников должен быть не более 500-700 грамм, а с учебниками 10% от веса  ребёнка,  лямки  у  ранца должны  быть  широкими   и удобными и он должен плотно прилегать к спине. Также необходимо правильно подобрать стул и парту по росту ребёнка.
Как защитить ребёнка от частых простудных заболеваний: - беречь от контакта  с  вирусными  больными;   не   отправляйте  не  долеченного ребёнка в школу, это очень большая проблема, так как только ребёнку становится  лучше,  его отправляют в школу, но знаний ребёнку это не прибавит.  Ребёнок   ослаблен,  он  плохо  будет  воспринимать новый материал, лучше его долечить, чтобы  он  окреп и  только  после этого отправлять в школу.
Лето - наиболее благоприятная  пора для  ребёнка,  когда  он  может и должен вести активный образ жизни, получить наибольшее количество витаминов,  подкрепить  своё  здоровье  в  оздоровительных   детских лагерях, санаториях и  здравницах. Помните,  что  здоровье  ребёнка - залог успешной учёбы в школе.

 

 

 

 

 

 

 

Адеева  Дина  Борисовна - старшая медицинская сестра, педагог-психолог ДОУ № 164.

«Психолого-педагогическое тестирование детей к школе».
По результатам диагностического обследования детей выпускников детского сада, цель которого – изучение уровня развития психических процессов, таких как логическое и наглядно-образное мышление, воображение, мотивационная готовность к обучению в школе, а также выявление индивидуальных особенностей ребёнка, его интеллектуальный коэффициент и т.д. По результатам обследования выявлены следующие трудности у детей по подготовке к обучению в школе: - недостатки овладения операциями анализа и синтеза, которые возможно устранить при помощи игр с кубиками, разрезными картинками и квадратами Б.Никитина, составлении мозаик, конструирование и рисование орнаментов по образцу;
- наличие показаний высокой тревожности, почти у 70 % детей выпускников ДОУ. Это может свидетельствовать о нестабильности взаимоотношений с педагогами, неполноценным обеспечением эмоционально-комфортной атмосферы в группе и семье. Проблема воспитателей – недоучёт особенностей индивидуального развития каждого ребёнка. Проблема родителей – незнание закономерностей развития детей дошкольного возраста и в связи с этим завышение требований, предъявляемых к ребёнку, ориентация навсегда послушного «удобного» ребёнка нетерпимость к проявлению самостоятельности тоже ведёт к высокой тревожности детей. Всё это может привести к неполноценному формированию у детей уверенности в собственные силы и возможности, коммуникативной компетентности.

 

Вострикова Юлия Александровна – педагог-психолог прогимназия №2.

«Детская агрессия, инфантилизм» (тема была поднята по просьбам родителей).
Детская агрессия и инфантилизм - эти проблемы всё чаще волнуют современных родителей. Что в этих случаях следует предпринять родителям и как им себя вести, чтобы этого не случилось?
Ответ прост – выключить компьютер и телевизор. Почему? Потому что дети не хотят взрослеть, так как видят и слышат то, чего видеть и слышать не должны: лужи крови, раздробленные тела, неоправданную жестокость, интимные взаимоотношения взрослых. Мы привлекаем внимание ребёнка к недетским сторонам жизни, и это вызывает страхи у ребёнка, его нежелание жить во взрослом мире. В то же время дети копируют тот образ взрослого, который предлагают нам голубые экраны: жестокого бессердечного ленивца и пьяницу мечтающего не заработать, а выиграть, причём много и без труда… «Ешь, пей, веселись!», - вот что льётся с экранов на наших детей. А ребёнок, он чувствует в этом какую-то кривизну, и конечно, не хочет взрослеть.
Кроме того, сейчас ни для кого не секрет, что в любых телевизионных передачах (даже в детских) используются технологии манипуляции сознанием, которые целенаправленно разрушают детское мышление. Поэтому, если вы не готовы отключить телевизор - постарайтесь быть предельно внимательными к тому, что смотрят и в какие компьютерные игры играют ваши дети. Будьте бдительными и всё время спрашивайте себя, а чему научит моего ребёнка тот или иной мультфильм, передача? Конечно, с такими проблемами как инфантилизм и агрессия невозможно справиться, только лишь отключив технику в доме. В первую очередь мы должны попытаться возвысить детские души и в этом нам помогут положительные герои добрых сказок, старых отечественных мультфильмов, обсуждение их поступков: «А как бы ты поступил?», положительные примеры из жизни, а главное собственный пример.
Да эта нелёгкая работа требует больших эмоциональных затрат и много терпения, но разве она не стоит конечного результата – воспитание человека с большой буквы «Ч»?

 

Новосёлова Марина Петровна  - работник  детской  библиотеки имени  В.Даля

«Что читают наши дети?»
Все мы мечтаем, чтобы наши дети выросли грамотными, культурными, всесторонне развитыми людьми. И трудно переоценить ту роль, которую играют в этом книги. Они помогают расширить кругозор детей, развивают память, воображение, обогащают словарный запас. Но как приучить детей к чтению? Насильно ребёнка к чтению не приохотишь. Самостоятельно ребёнок будет читать только тогда, когда у него появится устойчивый интерес, вкус к чтению. Маленькие дети охотно слушают, когда им читают. Детям 3-4 лет рекомендуется читать не более 10-15 минут; 5 летним – 15-20 минут; 6 летним не более 30 минут, причём читать нужно только одно произведение. Если объём прочитанного велик, например, несколько рассказов с разными героями, ребёнок плохо усвоит содержание. Бывает и так – ребёнок уже научился читать, но сам за книги садится неохотно, хотя с удовольствием слушает, когда ему читают. Это объяснимо. Начинающий читать ещё не освоил технику чтения достаточно хорошо. Сам процесс чтения отнимает много сил, поэтому трудно воспринять, усвоить, пережить перечитанное. И от этого уменьшается удовольствие и впечатление от книги. И если дети просят вас почитать им вслух, отказывать им в этом не стоит. Старайтесь, чтобы у ребёнка не возникало никаких отрицательных эмоций, связанных с чтением. Вот несколько практических советов:
•    Не принуждайте ребёнка к чтению.
•    Не прекращайте своего чтения вслух после того, как ребёнок научился читать самостоятельно.
•   Не стремитесь повторять всякую ошибку в чтении ребёнка, если он читает в слух… чтение с постоянными поправками, теряет свою увлекательность. Лучше похвалить его, что он сумел заметить и исправить ошибку.
•  Помните, что для чтения нужны соответствующие условия. У ребёнка должен быть свой уголок, в котором можно уединиться с книгой.
•   Не забывайте обсудить прочитанное вслух. Для ребёнка очень важно поделиться своими впечатлениями от прочитанного и услышанного.
В заключение хотелось сказать следующее. Придя в этот мир, ребёнок учится жить в нём, глядя на нас, взрослых, подражая нашему примеру. И нам вряд ли удастся убедить ребёнка, что читать книги важно, полезно и просто интересно, если он никогда не видел читающими нас, взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

Стафеева Наталья Николаевна – врач-офтальмолог, заведующая ЛДО  №3  МНТК
«Микрохирургия глаза».

«Общие рекомендации для родителей по охране зрения ребёнка».
За годы обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза; за счёт увеличения нарушений опорно-двигательного аппарата в 2, 6 раза, нервных болезней в 2 раза; заболеваний кровообращения в 2,5 раза; аллергических болезней в 3 раза; заболеваний связанных со снижением зрения в 10 раз. На здоровье детей негативно отражается интенсификация школьного процесса, наибольшая заболеваемость учащихся школ нового типа, в гимназиях. Для сравнения 3-5 % детей в первом классе имеют проблемы со зрением; в последующем выпускном классе 30%. Соответственно, в гимназиях эти цифры таковы 5% - и 50% на выходе.
Родители по рекомендациям воспитателей и врачей должны подготовить ребёнка к школе, подготовить к школе и семейные отношения; обеспечить психоэмоциональный комфорт. Дайте понять ребёнку, что глазу не запрещено «работать», но, как и любому другому органу, ему нужно давать время и на отдых. Чтение, письмо, рисование, занятия в творческих мастерских – пожалуйста, но одномоментно не более 20-30 минут с перерывами по 3-5 минут. Неплохо если во время перерыва ребёнок приучится делать гимнастику для глаз. Условия для зрительной работы должны быть ребёнку не в новинку: освещение, правильная посадка за рабочим столом, расстояние до тетради или книги не менее 40 см. Наглядные примеры позволяют воплотить в жизнь любую рекомендацию специалиста. Если папа и мама во время чтения книги возлежат на кровати или диване, включив при этом тусклый «ночник», то никакие убеждения ребёнку не помогут. Родитель, прежде всего, видит в поведении ребёнка отражение своего собственного поведения. Как он может запретить смотреть ребёнку телевизор или сидеть за компьютером, если сам часами посвящает своё собственное время этим «прелестям жизни». Советы родителям – не забывать во время заболевания ангиной, вирусными инфекциями не позволять детям нагружать глаза (компьютер, книги). Процесс астении во время болезни распространяется и на мышцы глаз, нередко после ангин многие дети получают проблемы со зрением. … Нарушение зрения – не просто дефект оптики глаза; а показатель здоровья ребёнка. Сохранение здоровья – это воспитание души развитие ребёнка как личности; творческой гармонически развитой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Черенёва Тамара Николаевна - заведующая библиотекой имени В.Даля.

Экспресс интервью.
Такая форма работы с родителями очень меня заинтересовала. Конференция проходила в непринуждённой обстановке уютного малого зала детского сада. Яркие выступления специалистов, их ответы на вопросы родителей, просмотр и обсуждение видеофильма, постановка проблем и их возможное решение, включение в эту работу детского библиотекаря, психологов, докторов – всё это вызвало у родителей самый живой интерес. Я считаю, что такая форма работы с родителями является чрезвычайно эффективной т.к. проблемы подготовки детей к школе были рассмотрены со всех возможных сторон. В будущем хотелось бы укрепления такого сотрудничества родителей и детских специалистов.

Дата последнего обновления страницы 22.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения