Что делать если ребенок молчит? (ранний возраст от 2 до 3 лет)

 

Что делать если ребенок молчит?

(ранний возраст от 2 до 3 лет)

 

 Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к этой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: Он все понимает, только ленится, или Он весь папу (тетю, дедушку ), тот тоже поздно заговорил, или С мальчиками всегда так. Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка уже сама по себе должна насторожить: значит  какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

       Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но четко следуя советам не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания  аудиокассеты, а он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью.

Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить его задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

       В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям

1.      Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевания, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

2.      Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

3.      Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

4.      Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

5.      Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.

6.      Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

7.      Не перегружайте ребенка телевизионной, видео – и аудио – информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

8.      Не говорите при ребенке о его отставании.

9.      Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

 10.   Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один –много).

               11.Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа     «Сорока- белобока».
Дата последнего обновления страницы 26.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения