Задания по формированию грамматического строя речи

 

Задания  по формированию грамматического строя речи

 

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа

Игровые упражнения по дифференциации единственного и множественного числа существительных именительного падежа

Игра «У меня – у тебя»

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму множественного числа данного существительного и возвращает мяч взрослому:

Например:

Нос-носы                    сон-сны                     кусок-куски           

Нора-норы                  ухо-уши                     дружок-дружки

Мост-мосты                стул-стулья               прыжок-прыжки

Дом-дома                    лист-листья               утенок-утята

Глаз-глаза                   перо-перья                гусенок-гусята

Город-города              крыло-крылья           цыпленок-цыплята

Провод-провода         дерево-деревья         тигренок-тигрята   

4. Закрепление падежных форм

Игровые упражнения для закрепления существительных винительного падежа единственного числа

Игра «Кто дольше подберет слов»

Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше слов, отвечая на заданный вопрос. Например: «Что можно шить?» - «Рубашку, шубу, юбку»; «Что можно есть?» - «Яблоко, лимон, помидор, арбуз»; «Кого можно угощать?» - «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца2 и т.д.

Родительный падеж существительных единственного числа

Игра «Какой картинки не стало?»

Взрослый выставляет ряд картинок и убирает картинки по одной. Ребенок говорит, какой картинки не стало (огурца, помидора и т.д.).

Дательный падеж существительных единственного числа

Игра «Кому приготовили угощение?»

На столе игрушки или картинки животных: белка, коза, корова, медведь, волк, заяц, собака, лиса – и угощенье для них: орехи, шишки, трава, хлеб, мед, малина, мясо, морковь, кость.

Взрослый предлагает объединить угощенье и животное, для которого это угощенье приготовлено, например: морковь- зайцу.

Творительный падеж

Игра «Кто, чем работает»

Ребенка просят: «Кто, чем работает?». Например, плотник-топором; дворник-метлой; садовник-лопатой; художник-карандашом и т.д.

Подбор существительных к глаголу.

Взрослый задает вопрос: «Чем можно писать, пилить, рисовать и т.д.?» Ребенок отвечает на вопрос. Например писать можно –ручкой, карандашом; пилить –пилой и т.д.

5. Закрепление согласования прилагательных с существительными в различных падежах единственного и множественного числа

Виды заданий для закрепления согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

А) Игра «Помоги Незнайке»

Взрослый предлагает ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова-признаки к существительному, например:

зима-…(снежная, холодная, морозная, длинная, ранняя);

снег-…(белый, пушистый, мокрый, холодный);

ветер-…(сильный, морозный, резкий);

солнце-…(яркое, ласковое, теплое);

дни-… (короткие, длинные, темные, морозные) и т.д.

Игра «Магазин»

Взрослый берет на себя роль покупателя, а ребенку предлагает стать продавцом. Взрослый задает вопрос, например: «Что у вас есть из меха?», - а ребенок отвечает: « В магазине есть меховая шуба, меховое пальто, меховой воротник, меховые рукавицы».

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа

Игра «Кому, что дадим? (закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Дикие и домашние животные)

Дидактический материал – картинки с изображением животных и корма для них.

Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» - подбирает соответствующие картинки. Взрослый дает образец ответа и просит ребенка его придерживаться. Например: Сено дадим  доброй корове. Грибы дадим ловкой белке. Яблоко дадим маленькому ежу. Мед дадим сильному медведю. Молоко дадим ласковой кошке и т. д.

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (с предлогом)

Игра « исправь ошибки Незнайки».

Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать предложение и найти ошибку: «Вот как Незнайка составил предложения: «Мама держит тарелку с горячая супом». Это правильно? «Заяц убегает от злое волка?» А как сказать правильно? «Дети пришли к глубокий озеро». Исправь ошибки».

Согласование прилагательного с существительным во множественном числе.

Закончить предложение (с опорой на картинку). Например: Мама держит…(желтые цветы). Аня принесла молоко…(маленьким котятам). Папа собрал много... (красных яблок). Самолет летел…(над голубыми озерами). Мальчик подошел…(к высоким деревьям).

6. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов    

«Назови ласково»

Нос-носик                шкаф-шкафчик                дерево-деревце

Таз-тазик                  стул-стульчик                  платье-платьице

Рот-ротик                 чемодан-чемоданчик       окно-оконце

Сад-садик                 вагон-вагончик                 одеяло-одеяльце

Юбка-юбочка           виноград-виноградинка

Бочка-бочечка          солома-соломинка

7. Образование притяжательных прилагательных

Игра «Чья голова?»

Взрослый бросает мяч ребенку, говорит: «У вороны голова чья?», ребенок бросает мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

8. Согласование существительных с числительными.

Игра «Веселый счет»

1

2

5

стол

стола

столов

гусь

гуся

гусей

майка

майки

маек

утенок

утенка

утят

Дата последнего обновления страницы 26.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения