Дидактические игры и задания по развитию лексики

 

Дидактические игры и задания

по развитию лексики

 

1.      Развитие ассоциации.

Взрослый дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному.

Примерный перечень слов:

- стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;

- стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;

- желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный;

- быстро, высоко, весело.

2.      Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные; домашние и дикие птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые.

3.      Игра «Найди «лишний» предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся  к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».

4.      «Объясните, чем отличаются предметы» (с использованием картинок).

Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло» грузовик и легковая машина; самолет и птица.

5.      Назвать одним словом серию картинок.

6.      «Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных»:

- лиса, волк, собака, заяц;

- лошадь, теленок, лось, медведь;

-белка, кошка, петух;

-сарай, корова, коза, овца.

7.      «Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?»

- грузовик, метро, самолет, скамейка;

- автобус, дорога, вертолет, машина;

- поезд, дом, пароход, магазин;

-  Трамвай, водитель, троллейбус.

8.      «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):

9.      – белка-дупло, собака-….

- человек-ребенок, собака-…

- птица-гнездо, человек…..

- пальто-пуговица, ботинок- ….

Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок.

10.  Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»:

-слон большой, а комар….

-камень тяжелый, а пушинка ….

- зимой погода холодная, а летом…

     - сахар сладкий, а горчица…

     - дерево высокое, а куст…

     - суп горячий, а компот ….

     - молоко жидкое, а сметана….

     - днем светло, а ночью…

     - заяц скачет быстро, а черепаха ползает ….

11.  К данным слова придумать слова- «неприятели» (противоположные по смыслу)

День-…                войти-…             большой-….

Утро-….             говорить-…        белый-…..

Друг-….              взял-….              высокий-….      

Жара-…              одеваться-…      новый-…

Смеяться-…       закрывать-…      широкий-….

Входить-….        сухой-..               твердый-…

12.  Игра «Чем отличаются слова?» (подбери картинки, придумай с этими словами предложение).

Шить-вязать             мыть-стирать

Чистить-подметать        лежать-стоять

Нести-везти                      лежать-спать

13.  Добавить одно общее слово к двум словам.

Дерево, цветы- что делают?                         Сидит, стоит – кто?

Кошка, собака – что делают?                        Льется, журчит – что?

Дождь, снег – что делают?                            Растет, зеленеет – что?

Фрукты, овощи – что делают?                      Круглое, сочное – что?

Сахар, лед – какие?                                        Желтый, кислый - что

Вода, молоко- какие?                                     Высокое, зеленое – что?

14.  Игра «Кто как передвигается?»

Взрослый показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют  способ передвижения.

Лошадь- скачет                змея- ползает                птица- летает

Рыба- плавает                  лягушка- прыгает         

15.  Игра «Кто как кричит?»

Воробей чирикает.               Ворона каркает.         Кошка мяукает.

Петух кукарекает.                Лягушка квакает.       Свинья  хрюкает.

Курица кудахчет.                 Волк воет.                   Корова мычит.

Гусь гогочет.                         Медведь рычит.         Лошадь  ржет.

Утка крякает.  Собака лает. 

16.  Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Какой?»,

«Какая?»,  «Какое?»,  «Какие?»  по темам «Осень»,  «Зима», «Осень», «Весна», «Лето». При этом детям предлагается картинка.

Солнце (какое?)….

Небо (какое?)…..

Облака (какие?)…

Трава (какая?)…

Дождь (какой?)…

Ветер (какой?)…

Листья (какие?)…

17.Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Что делает? «Что делают?» (по темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»).

Солнце (что делает?)...                   трава…

Облака (что делают?)…                  листья…

Ветер (что делает?)…                      птицы…

Деревья (что делают?)…

18. Отгадывание загадок.
Дата последнего обновления страницы 26.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения