Упражнения, улучшающие мыслительную деятельность, синхронизирующие работу полушарий, способствующие улучшению запоминания, повышающие устойчивость внимания, улучшающие навыки чтения и письма, интегрирующие работу глаз и рук, формирующие визуальное и пространственное восприятие
(Для детей с 6 лет)
1. «Качание головой». (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Выполнять 30 секунд.
2. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. (в прямом и обратном порядке). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
3. «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом-левой, затем-двумя руками вместе.
4. «Зеркальное рисование». Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (на чистом листе бумаги, в воздухе).
5. «Ухо-нос». Левой рукой надо взяться за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо. Далее одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
6. «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Ребенок должен двигать пальцем, на который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
7. «Реципроктная (перекрестная, разнонаправленная) координация рук. Инструкция: «Положи руки на стол (одна рука в кулак, другая в ладошку). Делай, как я». Несколько раз вы делаете вместе с ребенком реципроктные смены кулака и ладони, потом предлагаете ему сделать это самостоятельно.
8. «Ленивые восьмёрки». (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
9. «Перекрестное марширование». Сделать 6 пар перекрестных движений «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторить «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторить упражнение перекрестно.
10. «Уши». Цель: энергизация мозга. Мягко расправьте и растяните рукой внешний край каждого уха в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице-5 раз.
11. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
12. «Моргание». (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
13. «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
14. «Телесные упражнения» (Сидя).
Отработка сочетающихся движений глаз, языка и рук.
- Руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая рука- по левому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем в противоположную от руки сторону. Челюсти сильно сжать.
- Скрещенные руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука – по правому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, а затем в противоположную от руки сторону. Рот максимально открыт, язык спрятан. - Выполняются сочетающиеся движения рук, глаз и языка таким образом, что руки двигаются в последовательности, описанной выше, а глаза в ту же сторону, что и язык, а затем- в противоположную сторону. |