Заикание – это патология, обусловливающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата. При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от речевых контактов. Меняется поведение человека и личность в целом, уходит ощущение гармонии жизни, утрачивается возможность проявить свои, иногда большие, способности, страдает личная жизнь.
Заикание требует самого серьезного внимания со стороны родителей. Очень важен эмоциональный позитивный настрой на успех. И ни в коем случае нельзя пускать все на самотек по принципу: «Само пройдет!». Нужно четко понимать, что заикание-нарушение речи, требующее большой, сложной совместной работы логопеда и родителей.
Инициальное заикание
Режим и рекомендации
Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание.
Если заикание отмечается не более 2-х месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше - закрепившимся.
· При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику.
· Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца.
· Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума общение с людьми, которые страдают заиканием.
· Полезно составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на эмоциональное состояние ребенка.
· Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка.
· Учтите, что даже радостное возбуждение противопоказано.
· Отмените посещение зрелищных мероприятий.
· При инициальном заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности не проводятся. Но нужно помочь ребенку
изменить манеру речи.
· Помните, дети подражают речи окружающих взрослых!
· Нужно как можно раньше показать ребенка врачу-психиатру.
· Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз!
Закрепившееся заикание
Режим и рекомендации
· Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца,
пока не восстановится плавность речи.
· Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума общение с людьми, которые страдают заиканием.
· Основная установка - ведите обычный образ жизни.
· Единственное ограничение – не следует посещать зрелищные мероприятия до шести лет.
· Домашний режим намного предпочтительнее детского сада.
· Наблюдение врача, контролирующего медикаментозное лечение.
· Не откладывайте занятия с логопедом.
· О волнообразном течении заикания ни при каких обстоятельствах забывать нельзя.
· В моменты ухудшения в процессе улучшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.
· В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.
· Школа - серьезное жизненное испытание, как для детей, так и для родителей.
· Речь заикающегося ученика во многом будет зависеть от той обстановки, которая сложится вокруг него в школе.
· Разумно искать не престижную школу, а спокойного терпеливого учителя.
· Не ругайте ребенка (и не огорчайтесь сами), если он будет получать не такие высокие оценки, как вам хотелось бы.
· Помните: ваша задача не требовать, чтобы ребенок сам справлялся с новыми обязанностями, а во всем помогать ему.
· Предупредите учителя, что специалисты категорически против проверки скорости чтения у заикающихся школьников. |