Откуда берутся левши? Этот вопрос возникает, потому что большинство людей лучше владеют правой рукой. При доминировании левого полушария ведущей становиться правая рука, при доминировании правого полушария – левая.
У новорожденного ребенка нет такой дифференциации. Оба полушария его мозга функционируют как правые. И лишь позднее, по мере его развития, одно из них начинает «леветь». Толчками для такого «превращения» становиться овладение речью и осознание самого себя личностью. Поэтому с трехлетнего возраста и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами».
В последние годы во всем мире увеличилось количество леворуких детей. По мнению шведских ученых, этот феномен связан с частыми ультразвуковыми исследованиями будущих матерей во время беременности.
Ребенок «правополушарный» - левша – отличается от своих «левополушарных» сверстников. Левши очень эмоциональны, а многие – художественно и музыкально одарены, уже с трех лет лучше других детей рисуют и лепят. В них – искры творчества. Фантазии их красочны и необычны, ассоциациям нет предела, мышление образно. Конечно не все «леворукие» дети таковы, но тенденция просматривается. По современным данным, среди левшей приблизительно 10-20% талантливых людей, в то время как у правшей эта цифра не превышает 5%. Такие титаны, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, были левшами.
В тоже время у большинства «леворуких детей» бывают задержки речи и затруднения в произношении различных звуков. Им труднее, чем другим, до школы овладеть чтением и письмом. Они легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксивы, капризны, подвержены ярости и гневу, настойчивы в осуществлении желаний, очень упрямы. Но в целом – общительны и контактны. И если взрослые, учитывая все эти особенности, найдут правильные методы воспитания, проблемы будут разрешимы.
С «леворукостью» ребенка нельзя не считаться. Если игнорировать те особенности, которые с нею связаны, то неправильное воспитание может стать благоприятной почвой для развития невроза или заикания у малыша. При этом надо учитывать, что кроме явных левшей встречаются и скрытые, а также дети, владеющие одинаково хорошо обеими руками (амбидекстеры).
Как НАДО вести себя с ребенком - левшой.
· Принять «леворукость» ребенка как должное и не пытаться превратить его в правшу.
· Объяснять всем, в том числе и самому ребенку, что «леворуких» людей очень много, что это разновидность нормы.
· Хвалить его за успехи, поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться сделать из него вундеркинда.
· При обучении ребенка (по его желанию) чтению, письму, иностранному языку опираться на его образное мышление и творческие ассоциации.
· Не перегружать его скучными занятиями и лишней информацией.
· Не воевать с ним, когда он упрямиться, а постараться переключить его внимание, использовать игровые элементы.
· Почаще делать малышу сюрпризы.
· Любить его таким, какой он есть.
Как НЕ НАДО вести себя с ребенком – левшой.
· Лишний раз подчеркивать при посторонних, что ребенок все делает левой рукой.
· Переучивать ребенка, наказывать его, если он не поддается обучению.
· Противопоставлять его «праворуким» детям.
· Придерживаться при общении с ребенком сухой, педантичной манеры поведения.
· Стремиться довести его талант до совершенства, предъявляя к нему завышенные требования и переутомляя этим малыша.
· Против его воли учить до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругать за неудачи. |