Делимся опытом

 

 

ДЕЛИМСЯ  ОПЫТОМ…

Материал подготовлен воспитателем логопедической группы

Возняк Еленой Владимировной

 

 

«Методы и приемы работы по обогащению словаря детей с ОНР»


      Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Педагог расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.
   Отметила эту задачу не случайно, так как работаю с детьми с общим недоразвитием речи. Мои воспитанники – дети с ОНР. Проблема эта в последнее время заметно обострилась, так как количество таких детей с каждым годом растет.
   У детей с общим недоразвитием речи преобладает наглядно–действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово.
   Учитывая индивидуальные особенности детей, организую в группе центры по развитию речи: театрализованный уголок, центр игр–драматизаций, центр дидактических и речевых игр. Для мотивации детей к деятельности использую проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Вопросы проблемного момента на установление связей в природных и социальных явлениях, схемы–модели, дидактические и печатные игры – всё это позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи.
   Практикуем игры с мячом в кругу. Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет слово с близким значением и возвращает мяч. Или воспитатель называет словосочетание со словами, имеющими переносные значения: золотая голова, золотые руки, золотая осень, а дети - их толкование. В игре «Запомни и нарисуй» дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами: ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие. Использую приём парного взаимодействия – это задание дети выполняют парами, рисуют на одном листе бумаги одним набором карандашей, договариваются, чтобы предметы не повторялись. Уточнению значений слов служит и работа над обобщающими наименованиями: овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и другие. Дети знакомятся с понятием живой-неживой предмет и используют это знание в играх типа «Отгадай предмет». Воспитатель, а затем кто-то из детей, загадывает предмет, дети его отгадывают, задавая вопросы. Вопросы надо задавать так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет». Это живой предмет? Это овощ? Это дерево? У него есть иголки?
   Всё это позволяет разнообразить материал и не допускать заучивания детьми материала. Работу над словарем провожу в соответствии с принципом системности, который предполагает восприятие и познание предмета во взаимосвязи его свойств и качеств. Эта работа включает четыре направления:
   Первое связано с освоением названий предметов, объектов и их действий. Реализация этого направления осуществляется в образовательных ситуациях, демонстрации предметов, обыгрывания игрушки. В процессе наблюдения за живыми объектами с целью называния животного и его действий организовываю наблюдение за птицами, насекомыми и людьми.
   Второе предполагает создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены. Для реализации этого условия организую рассматривание, сравнение предметов, объектов и материалов, определение их свойств и качеств. В результате такой работы словарный запас детей пополняется прилагательными в сравнительный степени (длиннее, тяжелее, прочнее, прозрачнее), сравнительными оборотами (шерсть толще, чем ситец, поэтому шерстяное платье теплее, чем ситцевое; брюки длиннее, чем шорты, поэтому в брюках теплее).
   Третье направление: словарная работа с детьми предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. В дошкольном возрасте целесообразно формировать такие родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым становится умение самостоятельно находить существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщения в речи. Освоение родовых понятий не является целью работы – это лишь средство интеллектуального, познавательного и речевого развития, формирование умения выполнять различные варианты классификаций. Например: посуда – столовая, кухонная, чайная; одежда – летняя, зимняя, демисезонная; транспорт – пассажирский, грузовой, наземный, подземный, водный, воздушный.
   Четвертое направление предполагает освоение новых - переносных значений известных слов, оно связано с освоением средств языковой выразительности, метафор, сравнений, олицетворений, полисемии. Это направление реализую при ознакомлении с произведениями художественной литературы, особенно с пейзажной лирикой. В рамках этого направления лексика обогащается за счет эпитетов, синонимов, антонимов. Благодаря этой системе можно решить все задачи по обогащению и активизации словаря, уточнению значения слов, обучению умению понимать язык художественной литературы. При этом работу можно вести одновременно в трех направлениях: одно в качестве главного, другое продолжается в форме самостоятельной познавательно-речевой деятельности детей, третье начинать в форме совместной деятельности воспитателя ребенка.
   Все это позволяет качественно обогащать и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, умение высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.