Советы родителям
Профилактика нарушений письменной речи (оптической дисграфии и дислексии)
Чтобы читать и писать, нужно хорошо ориентироваться в пространстве. Нужно различать низ и верх, а также направление слева направо. Без этих ориентировок ребенку будет трудно различать между собой буквы, так как они часто отличаются именно пространственными (с точки зрения осей: сверху-вниз и справа-налево), соотношениями своих деталей (например, буквы: Р-Ь,С-Э,а-у,е-ш). Ребенку также будет трудно писать и читать в нужном направлении. Игры и упражнения на развитие пространственного восприятия (расположены в той последовательности, в которой необходимо их отрабатывать): · Первым шагом в формировании пространственных представлений должно стать осознание ребенком пространства и двигательных возможностей собственного тела: отдельных его частей (голова, живот, плечи и т.д.). «Выше-ниже». Сначала, стоя перед зеркалом, вы вместе с ребенком анализируете расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси. Промаркировать верх и низ можно так: верх-небо, голова, а низ-это пол, ноги. · «Спереди-сзади». Смотря в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (лоб, нос, грудь, живот и т.д.). аналогично-сзади (затылок, спина, ягодицы, пятки и т.д.). затем он с закрытыми глазами последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела. · «Дальше-ближе». Ребенку предлагается назвать части тела, расположенные сначала «ближе, чем», а затем-«дальше,чем». Например, при вытянутых вперед руках и ногах ближе, , чем запястья, находятся предплечья, локти, плечи, бедра, а дальше, чем запястья,-кисть, пальцы рук, колени, голени, стопы. · «Право-Лево». Формирование право-левосторонних отношений в пространстве собственного тела является довольно трудоемкой и долговременной работой, которую необходимо начинать с маркировки левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, красную ленту. Теперь он будет знать, что «слева»-это там, где красная лента. Следует отметить, что для ребенка вовсе не является очевидным, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и рука. · Попросите ребенка поднять правую (левую) руку. · Попросите ребенка поднять правую (левую) руку. · Попросите ребенка показать вам правый (левый) глаз (ухо и т.д.). · Игра «Куда я прикоснулась?». У ребенка закрыты глаза. Дотроньтесь до тела ребенка ( до правой руки, левой ноги и т.д.) и попросите его сказать какую руку или ногу вы потрогали. · Следующий шаг –осознание ребенком своих двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Разыграть сюжеты: в траве, в море- движения в нижней зоне. Изобразить зайца, медведя- средняя зона. А в верхней- различные птицы (воробей, лебедь и орел) · Следующий шаг- определение и закрепление направлений в пространстве. · «Движения в одном направлении». Предложите ребенку выполнить следующие задания: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо и т.д. · Аналогично отрабатываются другие направления - слева, сверху, снизу, спереди и сзади. · «Что находится справа от меня?». Предложите ребенку перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться и снова перечислить то, что находится слева. Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади. · После выработки навыка ориентации в пространстве можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. · «Моя комната». Ребенку дается команда: «Покажи верхний правый угол впереди, нижний левый угол» и.т.д. · «Капризный фотограф». В ряду зверей, сидящих к ребенку спиной, ему предлагается посадить корову справа от зайца, мишку – слева от мышки и .т.д.. · «Собираем урожай». Разложите перед ребенком (сначала в ряд, затем в хаотичном варианте) 5-15 картинок с изображением овощей (фруктов, цветов, животных, мебели). Ребенок может взять только те овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь» и.т.д. · Далее приступаем к ориентации в схеме тела человека, стоящего напротив. Необходимо убедить ребенка на практике, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право-где лево, а лево-где право. · Встаньте друг за другом и возьмите ребенка за правую руку (плечо, ногу), однозначно убедите его, что у вас правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, повернитесь лицом друг к другу и обсудите, что правые руки, оказывается, находятся теперь наперекрест. · Ребенок должен по вашей инструкции нарисовать на листе бумаги сначала точку, слева от нее квадрат, справа – круг, сверху - треугольник, снизу- крестик. · Ребенок должен объяснить вам, в чем заключаются пространственные отличия похожих друг на друга букв (например: Р-Ь, С-Э, Г-Т, Ш-Щ). · Вы чертите на листе бумаги несколько вертикальных линий (это будет для ребенка основой для рисования букв).ребенок должен пририсовать к этим линиям недостающие элементы букв (например: Р,Ь,Г,Т,В,Ф,К,Л,Е,Б) по образцу. · Нарисуйте на листе бумаги несколько наклонных линий, ребенок должен пририсовать к ним недостающие элементы букв (А, У,И, Й,М) по образцу. · Нарисуйте на листе бумаги несколько небольших кружков, ребенок должен «превратить» их в буквы (Ю, Ы,Ф,Р,Ь,Б,В) по образцу. · Нарисуйте на листе бумаги правильно изображенные буквы (Р, Ь,В,З,Щ,Я,Ю,Ч,У,Е,Г,К,Ц,С,Э,Ц) и эти же буквы в зеркальном отражении. Ребенок должен показать вам правильно изображенные буквы. · Ребенок должен «превратить» нарисованную вами букву в другую по памяти (на первых порах вы можете показывать ему эту другую букву и затем убирать). Например: Р-В,Ь-В,Ш –Щ,И-Й, У-Х, О-Ю, Г-Т,О-Ф. · Можно реконструировать буквы из палочек, добавляя элементы: из А-Л-Д,К-Ж,З-В,Г-Б.
Литература: 1. Мария Полякова. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.- М:: Айрис-пресс,2008.- 208с. 2. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений/ Под. Редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2002.-680с.
Памятка родителям для организации занятий дома по заданию логопеда
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом. Занятия проводите в форме занимательной игры, но в ходе ее добивайтесь от детей четкого произношения поставленных звуков, правильной свободной речи. При проведении упражнений у ребенка не всегда, получается, нужно подбодрить ребенка и продолжить игру. Родители не должны заострять внимание ребенка на его ошибках. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком. Будьте терпеливы во время самостоятельной работы ребенка в тетради. НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно. ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки. Только наше активное участие, взаимодействие и совместное сотрудничество гарантирует положительный успех в воспитании и обучении вашего ребенка. Желаю успехов!
Профилактика нарушений зрения у дошкольников
Литература 1.Рекомендации педиатра Веры Стариковой. http://tc-sfera.ru/posts/gimnastika-dlya-glaz-kak-zdorovesberegayushchaya-tehnologiya
3.Ольга Дорохина (dorohinaov). Гимнастика для глаз. Здоровьесберегающая технология.
|