Рекомендации для родителей (Шарапова)

 

Советы родителям

 

Профилактика нарушений письменной речи

(оптической дисграфии и дислексии)

 

Чтобы читать и писать, нужно хорошо ориентироваться в пространстве. Нужно различать низ и верх, а  также направление слева направо. Без этих ориентировок ребенку будет трудно различать между собой буквы, так как они часто отличаются именно пространственными (с точки зрения осей: сверху-вниз и справа-налево), соотношениями своих деталей (например, буквы: Р-Ь,С-Э,а-у,е-ш). Ребенку также будет трудно писать и читать в нужном направлении.

Игры и упражнения на развитие пространственного восприятия (расположены в той последовательности, в 

 которой необходимо их отрабатывать):

·         Первым шагом в формировании пространственных представлений должно стать осознание ребенком пространства и двигательных возможностей собственного тела: отдельных его частей (голова, живот, плечи и т.д.).

   «Выше-ниже». Сначала, стоя перед зеркалом, вы вместе с ребенком анализируете расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси. Промаркировать верх и низ можно так: верх-небо, голова, а низ-это пол, ноги.

·         «Спереди-сзади». Смотря в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (лоб, нос, грудь, живот и т.д.). аналогично-сзади (затылок, спина, ягодицы, пятки и т.д.). затем он с закрытыми глазами последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

·         «Дальше-ближе». Ребенку предлагается назвать части тела, расположенные сначала «ближе, чем», а затем-«дальше,чем». Например, при вытянутых вперед руках и ногах ближе, , чем запястья, находятся предплечья, локти, плечи, бедра, а дальше, чем запястья,-кисть, пальцы рук, колени, голени, стопы.

·         «Право-Лево». Формирование  право-левосторонних отношений в пространстве собственного тела является довольно трудоемкой и долговременной работой,  которую необходимо начинать с маркировки левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, красную ленту. Теперь  он будет знать, что «слева»-это там, где красная лента. Следует отметить, что для ребенка вовсе не является очевидным, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и рука.

·         Попросите ребенка поднять правую (левую) руку.

·         Попросите ребенка поднять правую (левую) руку.

·         Попросите ребенка показать вам правый (левый) глаз (ухо и т.д.).

·         Игра «Куда я прикоснулась?». У ребенка закрыты глаза. Дотроньтесь до тела ребенка ( до правой руки, левой ноги и т.д.) и попросите его сказать какую руку или ногу вы потрогали.

·         Следующий шаг –осознание  ребенком своих двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Разыграть сюжеты: в траве, в море- движения в нижней зоне. Изобразить зайца, медведя- средняя зона. А в верхней- различные птицы (воробей, лебедь и орел)

·         Следующий шаг- определение и закрепление направлений в пространстве.

·         «Движения   в одном направлении». Предложите ребенку выполнить следующие задания: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо и т.д.

·         Аналогично отрабатываются другие направления - слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

·         «Что находится справа от меня?». Предложите ребенку перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться и снова перечислить то, что находится слева. Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

·         После  выработки навыка ориентации в пространстве можно переходить к ориентации  других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

·         «Моя комната». Ребенку дается команда: «Покажи верхний правый угол впереди, нижний левый угол» и.т.д.

·          «Капризный фотограф». В ряду зверей, сидящих к ребенку спиной, ему предлагается  посадить корову справа от зайца, мишку – слева от мышки и .т.д..

·         «Собираем урожай». Разложите перед ребенком (сначала в ряд, затем в хаотичном варианте) 5-15 картинок с изображением овощей (фруктов, цветов, животных, мебели). Ребенок может взять только те овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь» и.т.д.

·         Далее приступаем к ориентации в схеме тела человека, стоящего напротив.  Необходимо  убедить ребенка на практике, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право-где лево, а лево-где право.

·         Встаньте друг за другом и возьмите ребенка за правую руку (плечо, ногу), однозначно убедите его, что у вас правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, повернитесь лицом друг к другу и обсудите, что правые руки, оказывается, находятся теперь наперекрест. 

·         Ребенок должен по вашей инструкции нарисовать на листе бумаги сначала точку, слева от нее квадрат, справа – круг, сверху - треугольник, снизу- крестик.

·         Ребенок должен объяснить вам, в чем заключаются пространственные отличия похожих друг на друга букв (например: Р-Ь, С-Э, Г-Т, Ш-Щ).

·         Вы чертите на листе бумаги несколько вертикальных линий (это будет для ребенка основой для рисования букв).ребенок должен пририсовать к этим линиям недостающие элементы букв (например: Р,Ь,Г,Т,В,Ф,К,Л,Е,Б) по образцу.

·         Нарисуйте на листе бумаги несколько наклонных линий, ребенок должен пририсовать к ним недостающие элементы букв (А, У,И, Й,М) по образцу.

·         Нарисуйте на листе бумаги несколько небольших кружков, ребенок должен «превратить» их в буквы (Ю, Ы,Ф,Р,Ь,Б,В) по образцу.

·         Нарисуйте на листе бумаги правильно изображенные буквы (Р, Ь,В,З,Щ,Я,Ю,Ч,У,Е,Г,К,Ц,С,Э,Ц) и эти же буквы в зеркальном отражении. Ребенок должен показать вам правильно изображенные буквы.

·         Ребенок должен «превратить» нарисованную вами букву в другую по памяти (на первых порах вы можете показывать ему эту другую букву и затем убирать). Например: Р-В,Ь-В,Ш –Щ,И-Й, У-Х, О-Ю, Г-Т,О-Ф.

·         Можно реконструировать буквы из палочек, добавляя элементы: из А-Л-Д,К-Ж,З-В,Г-Б.

 

  Литература:

1. Мария Полякова. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.- М:: Айрис-пресс,2008.- 208с.

2. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных 

   заведений/ Под. Редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2002.-680с.

 

 

 

 

Памятка родителям

для организации занятий дома

по заданию логопеда

 

 

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.                   
            Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

Занятия проводите в форме занимательной игры, но в ходе ее добивайтесь от детей четкого произношения поставленных звуков, правильной свободной речи.
            Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий: чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развития речи. 

При проведении упражнений у ребенка не всегда, получается, нужно подбодрить ребенка и продолжить игру. Родители не должны заострять внимание ребенка на его ошибках.

Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

Будьте терпеливы во время самостоятельной работы ребенка в тетради.

НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно. 

ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.
ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. 
СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах. 

Только наше активное участие, взаимодействие и совместное сотрудничество гарантирует положительный успех в воспитании и обучении вашего ребенка.

                                                                Желаю успехов!

 

 

            Профилактика нарушений зрения у дошкольников

 

 

                       

                       

                       

                       

                       

                       

 

 

                                                                          Литература

   1.Рекомендации педиатра Веры Стариковой. 
   https://www.2mm.ru/malysh/zdorove-rebenka/1646/sohranyaem-zrenie-u-
    
   2.Ростова Наталья Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории (Нижегородская область).

   http://tc-sfera.ru/posts/gimnastika-dlya-glaz-kak-zdorovesberegayushchaya-tehnologiya

 

   3.Ольга Дорохина (dorohinaov). Гимнастика для глаз. Здоровьесберегающая технология.