Заикание – это патология, обусловливающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата. При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от речевых контактов. Меняется поведение человека и личность в целом, уходит ощущение гармонии жизни, утрачивается возможность проявить свои, иногда большие, способности, страдает личная жизнь. Заикание требует самого серьезного внимания со стороны родителей. Очень важен эмоциональный позитивный настрой на успех. И ни в коем случае нельзя пускать все на самотек по принципу: «Само пройдет!». Нужно четко понимать, что заикание-нарушение речи, требующее большой, сложной совместной работы логопеда и родителей.
Инициальное заикание Режим и рекомендации
Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание.Если заикание отмечается не более 2-х месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше - закрепившимся.
· При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику. · Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. · Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума общение с людьми, которые страдают заиканием. · Полезно составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на эмоциональное состояние ребенка. · Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка. · Учтите, что даже радостное возбуждение противопоказано. · Отмените посещение зрелищных мероприятий. · При инициальном заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. · Помните, дети подражают речи окружающих взрослых! · Нужно как можно раньше показать ребенка врачу-психиатру. · Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз! Закрепившееся заиканиеРежим и рекомендации
· Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца, пока не восстановится плавность речи. · Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума общение с людьми, которые страдают заиканием. · Основная установка - ведите обычный образ жизни. · Единственное ограничение – не следует посещать зрелищные мероприятия до шести лет. · Домашний режим намного предпочтительнее детского сада. · Наблюдение врача, контролирующего медикаментозное лечение. · Не откладывайте занятия с логопедом. · О волнообразном течении заикания ни при каких обстоятельствах забывать нельзя. · В моменты ухудшения в процессе улучшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание. · В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки. · Школа - серьезное жизненное испытание, как для детей, так и для родителей. · Речь заикающегося ученика во многом будет зависеть от той обстановки, которая сложится вокруг него в школе. · Разумно искать не престижную школу, а спокойного терпеливого учителя. · Не ругайте ребенка (и не огорчайтесь сами), если он будет получать не такие высокие оценки, как вам хотелось бы. · Помните: ваша задача не требовать, чтобы ребенок сам справлялся с новыми обязанностями, а во всем помогать ему. · Предупредите учителя, что специалисты категорически против проверки скорости чтения у заикающихся школьников. |